Вы вошли как Гость Группа "Гости"   Пятница, 29.03.2024, 05:12 

                               Мир       входящему!                                                   










 Приветствую Вас, Гость





RSS

























Меню сайта


 Дневниковые записи 
Главная » 2011 » Май » 11 » Зимовьё Чаринское-приоритет истории Часть 5-я
08:29
Зимовьё Чаринское-приоритет истории Часть 5-я
(продолжение. Начало вверху)
 
Кюсть-Кемда
Кюсть-Кемда. Фото Людмилы Юрченко 2010г.
Совершенно неожиданно в работе над историей Чаринского зимовья появилось село в Каларском районе – Кюсть-Кемда. События, связанные с ним непосредственно коснулись якутского Чаринского зимовья и переселением якутов на Каларскую землю. Одно из первых упоминаний увидела в материале Парниковой А.С. в работе «О расселении якутов в 17-18вв.». В 70-х годах 17в. олёкминские якуты направились вверх по Чаре к оз. Куш-Канде, прослышав, что там рыбные и звериные богатства есть, «зимою снег падёт мал, и трава не блекнет во всю зиму и скотом де жить кормно». А на деле… Думаю, что нынешние кюсть-кемдинцы улыбнутся, услышав про траву, которая и зимой зелёная стоит. А вот далее попалось дело якута Балтуги Тимиреева. Я упоминала об этом имени, когда говорила о Батоге. Вообще, очень жаль, что нельзя привести полностью этот образец судебного дела 17 века. Но некоторые выдержки для установки полной картины, и места действия я всё же дам. Якут Балтуга Тимиреев по сути не выдержал ясачного гнёта, когда в недородный год к нему раз за разом приходят за ясаком. «... В нынешнем во 184 году (1674-75гг.) им тунгусам и якутам всем пешие соболиные промыслы не удавались, а на лошади де и на олени был падеж, а иные иноземцы с ясаком не бывали и присылают ясак с холопьями, а сами в зимовьё не ходят… он Балтуга с родниками своими ясак с себя послали … семнадцать соболей, а достального де ясаку, сказали, добыть не могли, а иные де его родники ясаку не присылывали…». Как видим, снова недород, а ясак требуют в прежнем объёме. Несколько раз к нему упорно ездят за ясаком: «…из Вилюйского Вернего зимовья приказной человек Никита Савин осенью посылал ко мне казаков Леонтия Лаврентьева (вот это имя стоит запомнить, посмотрите в списках служилых людей зимовья Чаринского по «Переписной книге за 1670-81г.» казака Стенку Лаврентьева №12 – с ним мы ещё тоже встретимся в этой истории, а пока это – указание на место событий), да Ивана Фомина (Савка Фомин – скорее всего брат, идёт в том списке под №13, а сам Ивашка Фомин по книге «Сибирские города» числится в Вилюйском зимовье), да в другой ряд посылал тогож Леонтия Лаврентьева, да Омельяна Иванова, и взяли они у меня и у родников моих пять лошадей добрых, да третий ряд приезжал тот же Леонтей Лаврентьев с казаками с Федотом Колмаком (Федотко Колмак по книге «Сибирские города» послан в Кангаласкую волость «для письма» – снова географическая точка. У Федотки Колмака по той же книге значатся в 1682г. – сын Ивашко 12л.) и просили у меня лисицы чёрные, да трёх лошадей добрых». В знак того, что от ясака Балтуга не отказывается он посылает в аманаты (заложники) племянника своего Окоя Байгина и с ним посылает две лисицы «одна чернобурая, другая бурая», затем даёт в аманаты сына своего Тонока и объясняет, что «мне ныне в город ехать не с чем». И Балтуга попросту убивает казака Федьку Прохорова и пашенного Максимку Непряху. Об этом пишет десятнику казачьему Миките Савину из Олёкминского острога боярский сын Крыженовский в 1675г.: «И похвалялся он Балтуга с товарищи тебя Микитку с товарищи, будучи в улусе, убить, и ты, Микитка, слышал такую измену и злой умысел… и послал к нему, к Балтуге с товарищи двух казаков Федотка Колмака, да Лёвку Лаврентьева, да с ними же послал якутов лутчих людей Кангалаской волости Оргуя Делгеева, Дюбсюня Оттуева, да Бордонской волости Бартына Бойдонова, да Бакачю Тебикеева, да Ярканской волости Тюбяку Ивакова, да Таркая Барканова, и он Балтуга с детьми и с братьями с Байгою, да с Маврою и с родниками своими у Окоса Кукчанова в юрте казаков Лёвку Лаврентьева закололи до смерти, а Федотка Колмака кололи палмаю, а якута Дюпсюня Оттуева покололи палмою…». Не простой, видимо, был этот якут Балтуга, коли собирают на него людей с близлежащих волостей, и с острога Олёкминского, и с зимовья Чаринского, и с Верхоленского острога. И казак Лёвка Лаврентьев убит в этой борьбе за ясак. И далее в показаниях несколько раз фигурирует такой момент, что Балтуга «побив их русских людей, бежать хотел в Чаринские вершины на Кушканду озеро». Это озеро Кушканда упоминается в тексте дела раз десять. И число Балтугиных родичей составляло не меньше 70 человек, а «вожем у него итти хотел Чикыр-шаман, да Болтана-шаман же». В этой развязавшейся войне во время захвата Балтуги убивают брата Балтуги Байгу и сына его Айгу. И убивает никто иной, как казак Стенка Лаврентьев. Вот оно имя служилого человека зимовья Чаринского… Не выдержал казак, отомстил за сродника Лёвку Лаврентьева, за что воевода Андрей Афанасьевич Барншлеев приговорил бить кнутом на козле… Стенку Лаврентьева за то, что он «изменников Байгу, да Айгу, пойманных и связанных, без государева указу самовольством убил до смерти». Да и сам Балтуга пыткам и битью подвергался, о чём тоже есть в деле его. Почти три года тянулась тяжба. А исход дела решился таким образом: «186, июня в 6 день (1678г), по указу Великого Государя и по грамоте, учинить им наказанья, бить кнутом на козле, нещадно, Балтугу и брата, и сына его, и дать на поруки, и написать на них за убитых за братей, и за сына его Балтугина Великого государя ясак, и взять по них поручная запись, что им впредь не воровать и служилых и промышленных людей не побивать». Такой исход дела не устраивал служилых людей, и они жаловались, что Балтуга и Мавра за убитых брата их Байгу и за трёх сыновей ясак платить не хотят. На указанном им месте, на Кангаласском лугу, не живут, «и ныне, государь, они Балтуга и Мавра, и Оенек, живучи на Вилюе, свою братию якутов бьют и грабят, и насильства им чинят всякое».
Якуты Кангаласского улуса, фото начала 20в. Именно на Кангаласских землях предписывалось жить Балтуге.
Ну, а роспись имущества Балтуги говорит о том, что он вполне мог быть местным князьком: «Одна у него жена и та стара и увечна и покинута на смерть, да дети его Оенек и тот приведён с ним с Балтугою в город, сын Кеил двенадцати лет, сын тонок одиннадцати лет, дочь Налука десяти лет. Скота у него Балтуги: шесть жеребцов табунных, шестьдесят кобыл болших и малых, рогатого скота тридцать скотин коров и быков. Мягкой рухляди у него ж Балтуги: два соболя в козках, три бобра чёрных, две парки тунгусские бобровые, розомака летняя, да санаяк красный, рысей семь лап волчьих, два волка; и ту мягкую рухлядь он Балтуга взял с собой в город». Дальнейшая судьба Балтуги не известна. Но то, что по времени упоминания о Кюсть-Кемде в 70-х годах, когда сюда пришли якуты олёкминские, скрывавшиеся от ясака, и дело Балтуги Тимиреева, который тоже собирается на Кушканду совпадают. И есть вероятность, что речь и в том, и в другом случае идёт о Балтуге и его людях, который прослышал про рыбные и звериные богатства и про траву, зимой не блекнущую, и, что можно жить на Кушканде со скотом. Всё же именно в те годы попали на Кюсть-Кемду первые якуты! И село возникло лет на сто раньше, чем принято считать. Именно его можно считать первым на территории района. С бассейна реки Чара якуты перебрались в дальнейшем и на Мую. Датой образования села считается 1863г. Эту дату указывает Пётр Кропоткин в своём отчёте об Олёкминско-Витимской экспедиции. А в ноябре – 1893, январе 1894г. Церковный притч Олёкминского округа Кылахского прихода посещает места на реки Витим до места «Нелядь». Указывается, что были церковные люди на р.Чара, Витим, Муя. Так что и к истории Нелят нужно присмотреться… Кропоткин в своём отчёте упоминает и о Кюсть-Кемде, как о состоявшемся селе: «Тунгусы рассказывали, что на оз. Кускенде (зовут также Гуткандэ) находящимся в вершинах Чары влизи оз. Лемберми… живут якуты, которые держат скот». Озером Лемберми по некоторым данным называли Леприндо, что в принципе и созвучно… Кстати, не по примеру ли якутскому сеяли в Кюсть-Кемде рожь… И ещё одно маленькое дополнение. Уже тогда в Якутии название Чаринское прочно утвердилось. В деле Балтуги вершины Чары названы «чаринскими»!
В статье использованы материалы из архивов Якутии, Википедии, Отчёт о Витимо-Олёкминской экспедиции Кропоткина, отчёт И.Ефремова о работе в Чарской котловине, книга «Сибирские города», Следственное дело якута Балтуги Тимиреева – «1676-1679г. Акты, относящиеся до ясачного якута Балтуги Тимиреева и его действий против царских служилых людей», Чертёжные карты Ремезова – Чертёх Якуцкого города –лист 17, материалы Н.Яковлева, работа Парниковой А.С. «О расселение якутов в 17-18вв.» Благодарю участников сайта «Предыстория» за помощь в поисках нужных архивных материалов.
Ирина Котельникова –член Союза журналистов России.
Просмотров: 1567 | Добавил: jrikot | Теги: Кюсть-Кемда, зимовье Чаринское, Якутия, Чара, сайт Ирины Котельниковой, фото Л.Юрченко | Рейтинг: 10.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024