Вы вошли как Гость Группа "Гости"   Четверг, 18.04.2024, 20:30 

                               Мир       входящему!                                                   










 Приветствую Вас, Гость





RSS

























Меню сайта


 Дневниковые записи 
Главная » 2011 » Май » 11 » Зимовьё Чаринское-приоритет истории Часть3-я
09:28
Зимовьё Чаринское-приоритет истории Часть3-я
(продолжение. Начало вверху)
И снова Чаринское...
Чем дальше я углублялась в поиски, тем становилось яснее, что точную дату основания Чаринского зимовья выяснить до конца не удастся. Оно могло вполне иметь не только разные даты, но и несколько мест, преноситься, как переносились Олёкминский и Якутский остроги. В одной из «Хронологий сообщений о постройке зимовий, острогов, городов и крепостей на территории Сибири и Монголии» под датой 1640г. стоят, как города Кунгур и Томск, Анадырский острог, Косой острожек, Анадырское зимовьё, так и Чаринское зимовьё. Является ли эта дата средним арифметическим между всеми датами – не ясно. В истории Олёкминского улуса названа, привычная нам, дата – 1648год: «Кроме Олёкминского острожка были поставлены Чаринское (1648) и Патомское (около 1677г) зимовья».
Макет Олёкминского острога
Вообще я склоняюсь к более ранней дате – к времени Бекетова. Смотрите - в 1638 году основан Якутский уезд, подчинявшийся Сибирскому приказу. Воеводы Головин и Глебов получили наказную память: «… быть всем рекам, кои впали в Лену, под Ленским новым острожком».
Вид старого Якутского острога
Ленский – это и есть в дальнейшем Якутский острог, и из документов видно, что ему действительно подчинялись все острога. Зимовьё Чаринское, в сущности, являлось филиалом Олёкминского острога. В 1641 году в Ленском уезде появляется собственная Ленская (якутская) казачья команда. Казаки носят название Ленских служилых людей. Из Якутска служилые люди направляются по зимовьям. И количества их не хватало. Но на просьбы увеличить казачье войско, шли ответы из Сибирского приказа (Сибирский приказ располагался в Москве!): «...впредь бы есте, без нашего указу, на Лене в Якуцком остроге больши трёх сот пятидесять человек служилым людям быть не велели, а на выблые места гулящих людей в службу не верстали, а верстали в службу ссыльных людей, которых по нашему указу велено верстати в службу». Насчёт прежних – тобольских, березовских и енисейских казаков даётся другое указание (декабрь 1647г.): «Писать к воеводам к старым и новым, велеть быть на Лене в Якуцком остроге и с Верхоленским острошком всего 400-м человеком, а которые присланы на Лену в 4 годы по 50 человек в перемене ис тех, сместя, старых отпущать. А которые посланы были с Петром Головиным на Лену тобольские и Березовские, и енисейские сужилые люди, и из них хто побит или умер, и хто на их место поверстан, про то расписать именно и роспись ко государю послать, сколько тех прежних служилых людей в остатке и хто на их место поверстан. А которые поверстаны вновь на их места, и тех с Лены в городы не отпущать на жильё».
Вот она Якутия и её служилые люди.
 В списках 1650 года к Ленскому (Якутцкому) острогу уже приписано зимовьё Чаринское. Числится оно за ним и в 1676 году. В 1711 году вместо острога появляется надпись – г.Якутск. К этой дате зимовьё стоит уже 63 года! Сохранились подлинные документы с именами казаков, служивших в зимовье Чаринском. Нашла я их в книге «Сибирские города. Материалы для их истории 17 и 18 столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск.» Москва 1886г. Издана книга за счёт Иркутского купца 1 гильдии Александра Константиновича Трапезникова. А документы, попавшие в книгу, хранились «подлинником в Московском архиве Министерства юстиции, напечатаны со списков, сделанных начальником 1-го и 2-го отделений архива И.Н.Николевым. Других, относящихся до помянутых городов документов, кроме приводимых, в делах сказанного архива не оказалось». Скажу, что этот раритет читала с волнением. Ведь именно сведениями, почерпнутыми из него, удалось связать разрозненное и подтвердить правильность выбранного направления поисков. Первое упоминание о Чаринском появляется в «Книге 1706 года» на стр. 93:
«Карп Панкратьев в в нын. 706г. в Чаринском зимовье умре, и авг. В 3 д. приверстан в казачью службу в его Карпово место и оклад казачий брат Семен Грезных». Выше есть список, который, вероятно относится тоже к Чаринскому зимовью и к этому году назначения на службу в зимовьё Чаринское, потому что Карп Панкратьев указан именно в этой десятке:
рядовой Фёдор Андреев с. Кривого (с. – сын)
Афанасий Володимиров Яков Иванов с.Некрасов Меркурий Гаврилов с.Вагищь
Семён Сысоев с.Куренга
Пётр Алексеев с. Дериглазов
Семён Березин
Тимофей Михайлов с.Коромыслов
Конон Гаврилов с.Брянский
Карп Панкратьев
В «Переписной книге убылых после 1 переписи» в умерших есть под № 280 Семён Грозных, под №281 Козма Грозных. Скорее всего, Семён Грезных и Грозных одно и то же лицо. Почил ли Семён так же в Чаринском зимовье, как и его предшественник Карп Панкратьев – не ясно. Следующая переписная книга объединяет 11 лет – это «Переписная книга служилых людей за 1670-81г». На одногодную службу в Чаринское зимовьё направляются: 1.Приказной Леонтий Трифонов
2.Толмач Ивашко Курмышев
Казаки:
3.Титко Кирилов
4.Федька Тимофеев
5.Оска Обросимов
6.Замятенко Иванов
7.Данилко Филиппов
8. Гришка Ларионов
9.Демка Гуляев
10.Петрушка Беляев
11.Ивашко Тимофеев
12.Стенька Лаврентьев
13. Савка Фомин
14. Ивашко Григорьев.
Как видим, роль Чаринского зимовья возрастает. И дальше в книге удалось найти сведения о некоторых людях из этого списка. В Вилюй в Среднее зимовьё направляется всё тот же Ивашко Григорьев (№14). И, видимо, сродник Савки Фомина(№13) –Ивашко Фомин. Упоминаю родственников, потому что в одном дальнейшем моменте будет очень важна именно родственная связь двух казаков. По «Переписной книге 1682 года» прослеживается семейный состав некоторых «чаринцев». (Для удобства я буду указывать номера). №3 Титко Кирилов: «У Титки Кирилова с.Васка 14л, да с.Ивашко 12л., с.Алёшка 6л.» №5 Оска Обросимов: «У Оски Обросимова с.Ивашко 5л., с.Мишка 3л.» №8 Гришка Ларионов: «У Гришки Ларионова с.Ивашко 5л.». Григорий Ларионов указывется и в «Переписной книге за 1693г: «Григорий Ларионов, у него с.Тимошка 10л.». №9Демка Гуляев: «У казака Демки Гуляева с.Костька 9л.,с Мишка 3л.» №10Петрушка Беляев: «У казака Петрушки Беляева большева сына с.Данилко 8л, да с.Мишка 4л.».
А по «Переписной книге 1693 г.» узнаю и о том, кем был приказной Леонтий Трифонов. Не больше, не меньше –сын боярский! «У сына боярского Леонтия Трифонова племянник Васка 14л., да шурин Васка 14л.» В 179 (1670-71г. – точнее можно установить, лишь, зная месяц, но вероятно, это уже 1671год) на одногодичную службу в Чаринское зимовьё направляются: «приказной сын боярский(!) Пётр Ярышкин, для письма Мишка Трифонов, для толмачества Ивашко Поломошкин и казаки 9 человек». В «Переписной книге 1693 года» есть запись о Ивашке Паламошкине, который к тому времени уже умер (где? ) «У ум-го Ивашка Паламонова дети: Федька 10л., Ганька 5л.». В «Переписной книге 1699 года» снова встречаем Чаринское зимовьё: «Степан Микитин с.Бобровский; оклад ему ден.8руб. 1/6 алт. 4 ден, хлеба 4 чити с ½ осм и пол-полу чет-ка и малой чет-къ ржи, он по выбору в Чаринское и Патомское зимовьё для сбору вел. Госуд. Ясачные казны, а с полковую службу его в воинские походы будет». (сохраняю орфографию подлинника). Скупые строчки документов… А, сколько за ними человеческих судеб! За 196 (1687)г. Сохранился ещё один документ, поступивший в Якутское воеводство от приказчиков о недоборе ясака с зимовья Чаринского и зимовья Майского: «В 196 году осенью в соболиных промыслах выпали снеги великие, и на те снеги дождь, и им де промышлять соболей никоеми мерами было немочно…» В то же время случилась и другая беда: «…в прошлом 195 и в нынешнем годех ясачные иноземцы волею божею многие померли и после их детей не осталось». Эпидемия оспы в Якутии действительно унесла очень много людей. (Материалы по истории Якутии17в.) Вот так получилось, что Чаринское зимовьё оказалось достаточно жизнеспособным. Ещё при постройке Олёкминского острожка Пётр Бекетов писал: «…тунгусские люди… около тово нового острожку держатца впредь станут». А воеводы Пётр Головин и Матвей Глебов предписывали олёкминским служилым людям: «Иноземцам якутам и тунгусам, князцам и их улусным людем, которые живут блиско Олёкминского острожку держать ласку и привет и налоги и иных обид и тесноты никакой не чинить». В ясачной книге Олёкминского острожка за 1640г. Числятся уже 24 якута-кангаласса во главе с князем Оргузеем. (Вспомните кангаласскаго князца Тыгына и его встречу с Пяндинским отрядом.)
В статье использованы материалы из архивов Якутии, Википедии, Отчёт о Витимо-Олёкминской экспедиции Кропоткина, отчёт И.Ефремова о работе в Чарской котловине, книга «Сибирские города», Следственное дело якута Балтуги Тимиреева – «1676-1679г. Акты, относящиеся до ясачного якута Балтуги Тимиреева и его действий против царских служилых людей», Чертёжные карты Ремезова – Чертёх Якуцкого города –лист 17, материалы Н.Яковлева, работа Парниковой А.С. «О расселение якутов в 17-18вв.» Благодарю участников сайта «Предыстория» за помощь в поисках нужных архивных материалов.
Ирина Котельникова –член Союза журналистов России.
Просмотров: 1228 | Добавил: jrikot | Теги: сайт Ирины Котельниковой, Якутский острог, зимовь Чаринское, Якутия, Чара | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024