Вы вошли как Гость Группа "Гости"   Пятница, 29.03.2024, 18:33 

                               Мир       входящему!                                                   










 Приветствую Вас, Гость





RSS

























Меню сайта


 Дневниковые записи 
Главная » 2011 » Сентябрь » 14 » Есть смысл поработать...
08:25
Есть смысл поработать...
Взято из блога Елены Стефанович: http://www.blog.elenastefanovich.ru/2011/08/znachit-est-smysl-porabotat%e2%80%a6/
На снимке "Забайкальская осень 2011". Елена Стефанович и Елена Чубенко, та самая, которая упоминается в моём Семейском доме... Более того -мы ещё и родственники...
 
 
ЗНАЧИТ, ЕСТЬ СМЫСЛ ПОРАБОТАТЬ…
На дворе - последний день августа, завтра –долгожданная для писателей, литераторов и любителей чтения всех возрастов «Забайкальская осень» - 2011.
Вроде бы, всё, что намечено в рамках этой очередной литературной осени, мне, в основном, известно - будет краевой семинар молодых (и не очень молодых, и совсем не молодых) забайкальских литераторов, будут торжественные заседания и поездки по области писательских групп. Вроде бы, всё, как всегда. И всё-таки, совсем иначе, чем прежде.
Что особенного было в литературных праздниках прошлых лет? Да, конечно, приезжало множество известных писателей, которые после книжного базара на центральной площади города, после грандиозных литературных концертов на городских площадках разъезжались по всей необъятной Читинской области. До сих пор вспоминают жители дальних забайкальских сёл и городишек, как приезжали к ним в гости московские, ленинградские, новосибирские, красноярские, иркутские, благовещенские, бурятские, монгольские, якутские и прочие писатели со всей нашей необозримой в те времена страны, и какие шли литературные вечера, сколько задавалось вопросов, сколько бралось автографов, покупалось книг, какой всплеск интереса к литературе наблюдался после этих встреч! И находились ведь деньги для оплаты командировочных и гостиниц, и хватало энтузиазма на местах, чтобы достойно подготовиться к этим литературным вечерам! Не хотелось бы сейчас впадать в ностальгический раж по принципу: мол, раньше и вода была мокрей, и масло масляней. Всё гораздо сложней. От профессиональных писателей сегодня сплошь да рядом можно услышать: мол, задавили графоманы, караул! И сама я не однажды говорила и писала об этом. Только вот какие вопросы возникают, едва стоит призадуматься над «графоманской» проблемой. В прежние времена при читинской писательской организации шла планомерная, целенаправленная работа с литературным активом: проводились занятия в литературном объединении «Надежда», проходили ежегодные областные литературные семинары, как правило, приуроченные к «Забайкальской осени», и тогда можно было побывать на мастер – классах самых известных поэтов и прозаиков Советского Союза, услышать их замечания и соображения по поводу того, что ты представил на этот семинар. Что происходит сейчас? В забайкальской литературе, около неё образовался мощный пласт тех, кто не просто пишет и пописывает, а уже успел самостийно издать от одной до пяти – шести – семи и более книг, и ощущают себя просто классиками, разговор с которыми о литературном профессионализме, работе над словом невозможен в принципе. Почему? Да потому, что попало этим самодеятельным творцам на язык модное нынче словосочетание – «авторское право». Говоришь такому самодеятельному «писателю»: мол, что-то с грамотёшкой у вас происходит, не дружите вы с синтаксисом и грамматикой! А в ответ слышишь надменное: «Моя рукопись, как хочу, так и пишу, это моё авторское право!». Как говорится, хоть смейся, хоть плачь. За годы отсутствия хоть какой-то планомерной литературной учёбы выросли и сформировались люди, патологически не приемлющие никакой критики, ни малейшего замечания - мол, сами с усами, сами, чай, писатели! И возникают, как грибы после дождя, всевозможные литературные кружки, студии, сообщества - как правило, недолговечные, начинающие свою деятельность с великой помпой, а заканчивающие её скандалами и взаимными упрёками… Казалось бы, нужно только радоваться всплеску такой литературной и окололитературной самодеятельности, да что-то вот не получается её, радости – то. Нужно отдавать себе отчёт, что вот эти люди из категории « сам – себе – писатель» ездят по учебным заведениям, по Домам культуры и библиотекам, встречаются с людьми и зачастую оставляют после себя самое странное впечатление. Уходя с таких встреч, большинство читателей пожимает плечами и думает: «Так - то и я смогу»… Ни о каком священном трепете перед литературным дарованием, настоящим талантом, как правило, не наблюдается, потому как не наблюдается собственно этого таланта и дарования. Так что же делать, как быть с образовавшимися полчищами «самих -себе –писателей»? Ну, наверное, нужно, в первую очередь, перестать бесконечно ворчать о временах и нравах и постараться отделить зерно от плевел. Потому что уже самоубийственно сидеть, оплёвывая всё и всех, и полагать, что , кроме имеющих сегодня быть профессиональных писателей, больше-то уже никогошеньки нигде и нет. Писательская организация не только стареет – она дряхлеет, и это – катастрофа! И новая кровь в этом творческом Союзе просто жизненно необходима. Лично я полагаю, что давно доросли до вступления в Союз писателей Алексей Егоров, Ирина Котельникова, Шухрат Тохта – Ходжаев, Людмила Мутовина , Наталья Муратова, Андрей Бабожен и некоторые другие авторы. Я знаю их не один год, наблюдаю, как творчески растут, меняются эти люди, и полагаю, что вступление в Союз подстегнуло бы их, заставило бы ещё ответственнее относиться к своему творчеству. Множество лет я наблюдаю за творчеством чикойской поэтессы Елены Арефьевой, а теперь уже и её сына Павла Арефьева. Люди с божей искрой, по-настоящему одарённые - кому они нужны, где и кем востребованы их замечательные стихи? Хоть раз кто-то удосужился вызвать их в краевой центр, заслушать на писательском собрании, что ли, порекомендовать их стихи для публикации в каком-нибудь солидном издании – ну, хотя бы «Слове Забайкалья»? Нет, и ещё раз нет. А Елена Арефьева по уровню своего творчества вполне достойна была бы и членом Союза писателей стать… А Дмитрий Головин из Петровска – Забайкальского, автор замечательной краеведческой прозы, интересных стихов - чем не член Союза? А Елена Чубенко из Улёт, бывший работник юстиции, с её замечательными рассказами о своей малой родине, с её удивительным чувством слова? Мы вопим на всех углах: «Одолели графоманы!» , а что мы им дали, чтобы иметь право требовать от них вершин литературного творчества? В Забайкалье традиционно был высок уровень литературного мастерства и литературных требований. Куда бы ни ездили в прошлые времена представители читинской «Надежды» - Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Тынду, Москву - неизменно отмечался высокий литературный уровень читинской делегации. Достаточно сказать, что наши читинские литераторы, когда-то числившиеся при писательской организации среди весьма средних, уезжали во многие города России и вдруг оказывалось, что они там - среди лучших. Но сложилось так не только потому, что в «Надежду» приходили исключительно одарённые люди, но и потому, что шла упорная, многолетняя, нелицеприятная литературная учёба. Сколько людей прошло через горнило «Надежды»! Подавляющее большинство тех, кто приходил с кучами рукописей в наше литературное братство, тихо исчезали однажды, поняв, что требования для них слишком высоки. И это не было бегством или дезертирством, это было молчаливым признанием того, что литература - не хобби от нечего делать, а призвание, судьба, дело всей жизни.
В своё время мне пришлось работать в «Надежде» с молодыми литераторами при Читинской писательской организации - это был период с 1996 по 2001 год. Это было достаточно трудное для всех нас время перестройки и самой болезненной общественной ломки. Тем не менее, я вспоминаю этот период своей жизни и работы как один из самых счастливых, хотя и самых трудных. Три десятка молодых людей, творчески одарённых, амбициозных, на пять долгих лет стали моей семьёй, моей любовью, гордостью и бедой. Не было дня, чтобы трое – четверо- пятеро ребят не прибежали ко мне домой то с новыми стихами, то с личными проблемами. И тогда я кипятила чайник, мы садились за стол и долгими часами говорили и спорили обо всём на свете, обсуждали мировые проблемы и решали, как жить дальше, и в чём он вообще, этот смысл жизни. Я научилась бегать по организациям и просто по добрым людям в поисках средств для издания сборника стихов очередного юного дарования, и - о, чудо! - такие люди находились - как тут не вспомнить и не поблагодарить таких людей, как Борис Ильич Кузник, Людмила Алексеевна и Анатолий Михайлович Васильковские - благодаря им вышла в свет не одна книжка хороших стихов. Я выводила своих подопечных на сцену областной филармонии и областного театра драмы, на встречи с читателями в библиотеках, школах и институтах. Брала с собой в поездки по области.
Не было в Чите газеты или журнала, где не публиковались бы ребята из моей «Надежды». Их имена были известны многих читинским любителям литературы - Сергей Петров, Юлия Рейс, Сергей Гриднев, Константин Чиров, Сэсэг Намсараева, Сергей Соболев, Анна Ветрова, Владимир Свечников, Денис Титарев и Денис Кузнецов, Татьяна Покатова , Ольга Шибер, Ирина Спасская, Светлана Салтанова и многие, многие другие. Жизнь, конечно же, жестокая и суровая штука – однажды «Надежда» распалась, и у каждого началась своя собственная жизнь. Мои бывшие ученики стали врачами и чиновниками, журналистами и педагогами, издателями и технарями. Но у многих выходили и выходят книги, большинство из них осталось людьми творческими и яркими, и это радует. Работа с надеждинцами убедила меня в том, что, чем больше ты в своих учеников вкладываешь, тем большую отдачу потом имеешь. И эта работа, действительно, на многие годы, без какого либо гарантированного результата, - просто «святая к творчеству любовь», перефразируя известные строки. И, если мы хотим, чтобы сегодня Читинская писательская организация обрела второе дыхание, чтобы притязатели на писательский статус понимали, что речь идёт не о кружковой деятельности, а о профессиональной учёбе и работе, должны появиться для этого и финансы, и руководители, которые могли бы за свой весьма непростой труд – работу с литературным подростом - получать зарплату. А самое главное, никто не должен требовать немедленных результатов этой работы, настоящие результаты, скорее всего, появятся уже после нашей жизни. Но ведь литература, как и музыка, и живопись, и архитектура - если это, конечно, настоящее – это то, что остаётся на века, не правда ли? Значит, есть смысл поработать…
Елена Стефанович
Просмотров: 763 | Добавил: jrikot | Теги: Ирина Котельникова, писатели Забайкалья, Елена Стефанович, Елена Чубенко | Рейтинг: 10.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024