Вы вошли как Гость Группа "Гости"   Пятница, 19.04.2024, 11:40 

                               Мир       входящему!                                                   










 Приветствую Вас, Гость





RSS

























Меню сайта


 Дневниковые записи 
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Семейский дом на Заречной улице - продолжение
20:25
Семейский дом на Заречной улице - продолжение
 
баба Ира с внуками
 
Родословная
 
 Недавно начала я составлять родословную по своей линии и по линии Виктора. Понимая, что после нас, уже не у кого будет что-то спросить. Итак, семья Котельниковых – из Забайкальских семейских. Предки сосланы в Сибирь Петром 1, хотя точнее, наверное, Екатериной. Потому что от Петра 1 староверы бежали в Польшу. А во время царствования Екатерины, Польша становится частью Руси, и она выуживает оттуда беглых подданных и отправляет в Сибирь. Мать Виктора Ирина Ивановна Котельникова в девичестве Нагаева родилась в 1930 году. (Умерла в 1993 году в селе Дешулан.) Между Тангой и Ленинским было село Новопавловка или Новопавловское. Когда мы ездили в Ленинск за стеклом, чтобы застеклить веранду, останавливались на месте бывшей деревни, и мать показывала место, где стоял их дом. Бабушка Виктора – мама Ирины Ивановны – Прасковья Ефимовна Нагаева (в девичестве Карелова или Корелова) родилась в 1894 году, умерла в 1968 году. В селе Николаевское Улётовского района жил Григорий Карелов - родственник, но кем он приходился Прасковье Ефимовне - не выяснили. На плечи бабушки легло воспитание и своих детей: Ирины, Павла и Андрея, и внуков Вити и Люды. Декретных отпусков в те годы практически не было. Нужно было выходить на работу в колохоз. Вот и оставляли Ирина и Егор детей с бабушкой. Одно время детей пристроили в детсад. Мама Вити вспоминала: «Несу Людку на руках, Витю за руку веду. А он на руки просится. Говорю: А куда Люду денем? Витя не растерялся: А вон на завалинку положи, пусть лежит. Обратно пойдём, заберём».

Немного удалось узнать про Ново-Павловку или Новопавловское, куда, видимо, переселились предки Нагаевых и Кареловых. В книге П.А.Ровинского изданной в в Иркутске «Этнографические исследования в Забайкальской области» // Известия СО РГО. Иркутск, 1872. Т. 3, № 3. С. 120-133, об этом месте говорится следующее: «Не лишним, я думаю, поименовать все селения, в которых живут семейские. Вот они: По Хилку и близь его - Акино-Ключи (половина беспоповцы), Билютый, Мангиртуй, Бичура (есть православные и единоверцы); по тракту между Петровским заводом и Верхнеудинском: Харауз, Никольское, Хонхолой, Мухоршибирь, (половина православных) в Харашибири несколько домов; Десятникова, Тарабагатай (есть православные и единоверцы), на восток отсюда Куйтун, Куналей и Жерим :(половина беспоповцы); на западе от тракта - Новый-Загон, Щаралдай, Шариха (беспоповцы) и Барыкина (беспоповцы). По Чикою (большая часть единоверцы); Урлук (половина единоверцы), Гутай (не признающее брака, есть и единоверцы), Укыр, Киреть (больше единоверцы), Талнерское (единоверцы), Шатагайское, Захарово, Фомичевское, Барахоево, Малое Архангельское, Выезжевское, Коченское, Мангиртуй, Шинок, Альбитуй, Верхне и Нижне-Нарым, Должено-Грехневское, Хилкотой, Осиновское, Шимбелик. Между Чикоем и Ингодой; при впадении р. Онгорка в р. Блудную (текущ. к Ингоде) 5 дворов. А на Ингоде близ Танги - Нова Павловское (недавно поселились, большею частью из Малоархангельского) ...... Прежде всего ответим на вопрос: откуда пришли семейские?Сами они только и знают, что пришли из Польши приблизительно около 1776 г. Тоже самое значится и в старых документах, где они называются выселенными из Польши старообрядцами: но из какой именно местности, на то нет ответа.Есть однако указания на то, что они вышли не из одной местности. В Хараузе один старик говорил мне, что их предки пришли из Риги, тоже самое говорили: мне и некоторые в Урлуке (Харауз населился из Урлука же).... По всему вероятию; они жили в Литве или Белоруссии; другие, может быть, ближе, к нынешнему Остзейскому краю. В новом поселенье на Онгорке старик Казаков говорил, что дедушка его имел свой гальот и морем перевозил народ, но откуда и куда не знает.
Попали они в Польшу конечно из северных губерний, Архангельской и Вологодской. Одна песня указывает, что живя в Польше, они считали себя недавними поселенцами. Грустное воспоминанье об том, что они должны были оставить свою страну и поселиться в Польше, под властью правительства не их национальности, сохранилось в этой песне по сю пору. Вот она:
Кому повем печаль мою?
Кого призову ко рыданию?
Токмо тебе Владыко мой.
Известна тебе печаль моя,
Моему творцу создателю -
И всех благих подателю.
Когда б имел я источник слез,
Плакал я бы и день и ночь.
О, отче Иакове!
Твои сыны; мои братья;
Продаша мя во иную землю:
Во иную землю, во египетску,
Служити царю неверному,
Пентифрию поганому.
Судьбу Иосифа, проданного братьями и служившего чужому царю, они приравняли к себе, когда должны были оставить свое отечество и поселиться в Польше; а теперь поют туже песню, воспоминая свою вторую родину в Польше....
В Польше они жили лет сто, и у них, кроме двух приведенных выше песен; не осталось ни малейшего воспоминанья об их приходе с севера. После первого раздела Польши, когда часть польских провинций присоединена к России, эти старообрядцы снова очутились под русским правительством.
Екатерина II обратила свое внимание на них. Видя в них дух религиозной оппозиции, на которой может быть основана оппозиция политическая, она, не терпя ни каких сект, решилась старообрядцев выселить оттуда, где они казались ей небезопасными, и отправить в Сибирь для заселения и возделанья наших крайних восточных пустынь. Это была первая партия переселенцев, явившихся в Сибирь большою массой, целыми семьями, с полным хозяйством, тогда как прежде селились вольные промышленные люди, солдаты и казаки, беглые барские люди, большею частию бессемейные. Вот и назвались эти переселенцы семейскими.... Самое старое показание я нашел в Урлуцком волостном архиве. Именно в 1801 г. показано в подушном окладе выселенных из Польши старообрядцев 566 душ; это конечно ревизских мужеского пола (кажется по 5 ревизии). Здесь должно разуметь не только Чикойских, но и Хилоцких, потому что все они в то время были в ведении Урлуцкой избы....
Малоархангельское ... выделилось уже из Урлука, а не из большого Архангельского, как можно бы было заключить по названию, и оно по сю пору семейское...». Таким образом, предков, наверное, можно найти именно по Урлуку и Малоархангельскому, что подтверждается и другими найденными историческими документами.
Вот ещё из данных о репрессиях, есть и Ново-Павловка и фамилия Карелов:  Карелов Куприян Никитович Родился в 1897 г., с. Ново-Павловка Читинского уезда Забайкальской обл.; русский; Служил в Белой армии. крестьянин-единоличник.. Проживал: с. Ново-Павловка Улетовского р-на ВСК..
Арестован 15 июня 1932 г.
Приговорен: Тройкой ПП ОГПУ по ВСК 7 декабря 1932 г., обв.: по ст. 58-9, 58-10 УК РСФСР.
Приговор: к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 17 августа 1989 г. прокуратурой Читинской обл. Источник: Книга памяти Читинской обл.
 
 Дед Виктора Иван Иванович Нагаев. Год рождения не известен, а умер в 37 лет «от надрыва». В семье есть фотография, где он в морской форме, на бескозырке надпись «Сибирский флотский экипаж». Вот там и потерял здоровье, загружая на корабли тяжеленные мешки с грузом. Об отце Прасковьи Ефимовны Кареловой – Ефиме Карелове мало что известно. Но попалась на глаза книга Ф.Ф.Болонева «Старообрядцы в Забайкалье – 18-20в.». Там в Приложении 5-м записано: «Ведомость, учинённыя в Троицко-Савском духовном правлении со взятых по указу духовной консистории протопопом Стефаном Устюжаниным от поселённых из Польши Иркутского наместничества в округах Верхнеудинском и Доронинском старообрядцев и общество-жительствующих же с ними в некоторых селениях, называемых толку Федосеева, объяснение с показанием по семействам мужеска пола, имян и числа с женским, с названием селений, приходов и ведомств, в которых состоят и место расстояния». На стр. 135 в списке Грехневской деревни вижу (единственное!) имя Ефим Корелов - число "мужеска пола" - 6, "женска пола" -7. Видимо, позже стало писаться «а», или «о» и осталось. Документов ведь не сохранилось. А в списке Нижнеаринской деревне дважды встречается фамилия Нагаевых – Павел Нагаев - число "мужеска пола" - 9, "женска пола" - 6. и Кондратей Нагаев - число мужеска пола - 4, женска пола - 3. Встретилось в этой книги и ещё много «дешуланских» фамилий. Нашёлся и ещё один документ, относящийся к Ивану Нагаеву. Как знать, может, это отец Ивана Ивановича Нагаева – прадед Виктора... «Высочайший приказ 29 октября. Утверждается пожалование Командующим 1-ю Маньчжурскою армиею орденов, за отличия в делах против японцев с 20 апреля по 4 июля 1904 года. Св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость»: Хорунжим: полков Забайкальского казачьего войска: 2-го Верхнеудинского – Александру Секретеву, Николаю Ушакову и Константину Апухтину и 2-го Читинского – Ивану Нагаеву. ..»
Отец Виктора Егор Гаврилович Котельников родом из Алтайского края – село Рожнев Лог» Ребрихинскго района.Родился в 1928году, умер в 2005 году в с. Дешулан. У него была сестра из двойняшек Котельникова Анастасия Гавриловна. И от неё мы как-то получали письмо. Дед Егор служил в Забайкалье. Какие это были войска, не знаю, но ставили они по сопкам геодезические вышки. И всю кедровую тайгу дед Егор узнал ещё тогда. С ним служил Дешуланский парень Егор Нагаев (родственник или однофамилец Нагаевых?). Вот так и познакомился Егор с Ириной. В семье Котельниковых было двое детей Виктор – старший -1953г. рождения и Людмила 1955г. рождения. У Людмилы двое детей. У нас с Виктором трое Елена, Алексей, Екатерина. И у деда Егора и бабы Иры с нашей стороны двое правнуков – Даниил и Евгения. Со стороны дочери тоже двое и ещё одна правнучка «не кровная».
 
 
 
Последняя встреча с домом
 
Вот и пора завершать рассказ о семейском доме. В последний раз, когда был жив хозяин его Егор Гаврилович, я была на похоронах Ирины Ивановны в 19993 году. Сначала по телеграмме уехал Виктор. Мать он застал ещё живой. И по следующей телеграмме уехала я. Добирались до Дешулана с родственником Николаем Остапенко в самый день похорон. Сначала сломалась машина, потом повалил снег. И когда мы только переехали мост через Дешуланку увидели похоронную процессию. Остановились, подождали... Вот так и встретилась я последний раз на Дешуланской дороге с мамой... После смерти жены, Егор Гаврилович, взял в дом бабу Катю Коновалову. В Дешулане долго не векуют в одиночестве. И осиротевшие старики находят таких же осиротевших. Так бы может и осталась баба Катя в доме деда Егора, за которым ухаживала до последнего часа... У деда Егора рак был... И жил бы дом – семейский дом на Заречной улице. Но судьба распорядилась по-другому. Разобрали и продали дом, как и многие дома на Заречке.   А дом-то, с которым я сроднилась, к которому душой прикипела, давал весточку о себе. Во сне приснилось, будто зашли в гараж люди с нерусскими чертами лица и выносят оттуда дедово «богатство» - сбрую лошадиные, сёдла, железки разные... В 2009 году мне ещё раз удалось попасть в Дешулан. В дни празднования Забайкальской осени в сентябре ехали в Хилок по Улётовской трассе с Еленой Стефанович, Ольгой Стефанович, Алексеем Егоровым. После Улёт, смотрела в окно, не отрываясь... Снова видела по трассе знакомые деревни, заросшие молодым сосняком бывшие колхозные поля. Кое-где на полях, где раньше колосились хлеба, стояли копны сена. Ещё на пути «туда» при виде Николаевска забилось с тоскою сердце. Сейчас... немного и по левой стороне будет указатель отворота на Дешулан. Проехали мимо, потому что спешили и нас ждали в Хилке. А на обратном пути не выдержала, сделав пару снимков на заправке в Танге, подошла к нашему шофёру и попросила сделать крюк в 6 км. в Дешулан, прекрасно понимая, что все устали от дороги... Но проехать мимо, может быть, в последний раз я не могла. И вот мы уже в Дешулане. Едем по Заречной улице. Её не узнать. Такое впечатление, что прошла война. Через один – дома снесены. Кое-где стоят остовы печей. О доме деда Егора пришлось спрашивать. Место тоже стало неузнаваемым. Я надеялась увидеть кусты черёмухи, но черёмуха засохла и у деда Егора, и в доме бабы Вали напротив. Забора нет. Остались только боковые заборы соседских территорий. Слева Абакумовский, на лавке которого часто сидел дед Егор. Над кучей битого шифера и бугра земли возвышается остаток фундамента от печи. Той самой – русской... Хожу осторожно. Вот угадывается яма подполья – свободно можно ухнуть... Навряд ли земля засыпалась плотно. Чуть подальше яма погреба. Фотографирую, мало надеясь, что снимки получатся. Уже темнеет. Во дворе среди зарослей крапивы и чистотела стоит покосившийся туалет... Надо же... Не понадобился покупателям. И чистотел всё так же растёт, как и в прошлые годы. От поварни только остатки стен. Из стаек стоит только маленькая для кур и та, что чуть побольше. По расколотому шиферу, прямо «в доме» бродит чья-то корова. И он трещит под её ногами. Она косит на меня большим влажным чёрным глазом: чего, мол, ты здесь ищешь? А дальше бегают, весело резвясь, телята. Угадывается тропинка к колодцу. Сам колодец закрыт крышкой. Видимо, чтобы телята случайно не упали. Не стала поднимать доски и смотреть на воду, которая теперь никому не нужна. Стоит электрический столб без проводов. А самого журавля нет. Задняя часть забора к Дешуланке сохранились. А на том берегу знакомые дома... Упрямо ищу хоть какую-нибудь вещичку, чтобы привезти на память мужу. Вот железка с номером от мотоцикла... Нет, не пойдёт. Заглядываю на чердак стайки, но там трава и полуразвалившийся чемодан. И только в поварне наконец вытаскиваю из-под завалов кусок расколотой самодельной кухонной доски. Вот это точно – родовое, семейское. Потом Витя скажет, что она всё время висела на стене у печки. В сумерках не замечаю, что там под ногами, и с маху наступаю на торчащий гвоздь. Он проходит сквозь кроссовки. Боли сначала не чувствую. Делаю последние снимки и иду к машине, извиняясь за задержку. В машине укутываю доску в пакет. И тут даёт о себе знать нога – мокротой в носке и болью. Прошу у шофера аптечку и на ходу оказываю себе первую необходимую помощь. А нога ныла ещё полгода, напоминая о той последней встрече с домом. С домом, которого уже нет. Интернет свёл меня с односельчанкой Виктора Еленой Чубенко. И она выслала мне рукопись своей книги «Дешуланские покосы». Читали вслух. Теперь переодически Елена сообщает Дешуланские новости, да порою созваниваемся с бабой Катей Коноваловой. А из книги Елены я узнала о доме ещё одну подробность, о которой ей рассказал Дмитрий Павлович Коновалов. На крыльце дома был расстрелен священник местной церкви. Звали попа – Родион. Это было задолго до покупки дома Котельниковыми. Видимо, во время гонения на церковь. Вот такое святое место оказалось, обагрённое кровью мученика. То самоё крыльцо, с которого я начинала рассказ. А фотографии всё же получились. Пусть не совсем качественно, но разглядеть можно. Вот и остались в наследство эти фотографии от снесённого дома, разбитая кухонная доска, дома тщательно отмытая. Да ещё одна из первых игрушек Вити – резиновый кот в сапогах, привезённый родителями из поездки в Алтай. Его-то я забрала давно, когда мы ещё ездили в отпуск с детьми.    А история... Она не завершилась. Поиски родословной продолжаются. Не будут наши внуки Иванами, не помнящими родства. И когда-нибудь они прочтут об этом семейском доме.
 
фундамент русской печи
 
Приложение:
Родословная списком:
Прадед - Нагаев Иван (отчество не известно)
 Дед - Нагаев Иван Иванович. Год рождения неизвестен. Но умер, когда ему было 37 лет -от надрыва. В семье была фотография, где он в морской форме. На бескозырке надпись "Сибирский флотский экипаж". Жили в Дешулане Улётовского района. До этого в деревне Новопавловка (или Новопавловск) Улётовский район.
Бабушка - жена Нагаева Ивана Ивановича - Карелова-Нагаева Прасковья Ефимовна - родилась 1894году. (место жительства Дешулан. Возможно родилась в Новопавловке.
В с.Николаевское Улётовского района проживал Григорий Карелов. Родственник. Но, кем он приходится Прасковье Ефимовне, пока не выяснили.
 Прадед - Карелов Ефим - отчество не известно
Нагаева (Котельникова) Ирина Ивановна - дочь Нагаева Ивана Ивановича и Нагаевой (Кареловой) Прасковьи Ефимовны. родилась в 1930году. Возможно в Новопавловке. (деревня была между Ленинском и Тангой). Умерла в 1993г. в с. Дешулан
Нагаев Павел Иванович - брат Ирины Ивановны род. 1932г. умер 1969г. Жил в Приморье в Хабарском крае -Совгавани. В юности служил в морской пехоте. Жену звали Ниной.
Нагаев Андрей Иванович - брат Ирины Ивановны - род. 1921г. умер 1976г.Жил в Чите. 1ю жену звали Еленой. Она умерла рано. Вторая жена Маркова (Маркина?) Валентина. Жили с ней в Чите.
Котельников Егор Гаврилович - муж Нагаевой Ирины Ивановны. род. 1928г. в Алтайском крае с.Рожнев Лог Ребрихинский район Умер 2005г. - с. Дешулан
Котельникова Анастасия Гавриловна - сестра Егора Гавриловича - из двойняшек. род 1928г. Прадед - Котельников Гаврил (отчество неизвестно)
Котельников Виктор Егорович - сын Ирины Ивановны Котельниковой (Нагаевой), род 7 мая 1953г. в с Дешулан Улётовского района Читинской области. Проживает в с.Чара
Котельникова (Остапенко) Людмила Егоровна род. 28 мая 1955г. с.Дешулан. Проживает в с.Атамановка
Котельникова (Цукова) Ираида Геннадьевна (Я) -жена Котельникова В.Е. родилась 30 мая 1956г. в с.Гулинга Каларского района Читинской области
наши дети -
Котельникова (Вояковская) Елена Викторовна 1980г.р.
Котельников Алексей Викторович - 1983 г.р.
Котельникова (Петухова) Екатерина - 1987г.р.
Внуки:
 Вояковская Евгения Сергеевна - 2003г.р.- дочь Котельниковой (Вояковской) Елены Викторовны и Вояковского Сергея Константиновича.
 Петухов Даниил Алексеевич - 2008г.р. - Котельниковой (Петуховой) Екатерина Викторовны и Петухова Алексея Александровича.
 
Просмотров: 2579 | Добавил: jrikot | Теги: Котельниковы, Семейский дом, Кареловы, сайт Ирины Котельниковой, Нагаевы, родословная, Дешулан | Рейтинг: 10.0/1
Всего комментариев: 4
3 Владыкин Павел Владимирович  
1
Познакомился с Вашим родом, с Вашей родословной, Ирина. Почерпнул интересные сведения. В частности, о семейских. О том, что их путь, в основном (с "благословения" Екатерины II): архангельские, вологодские места - Польша, Литва, Белоруссия - Забайкалье. Насколько мне известно, места нашего рода - Толбагу - когда-то заселили выходцы из Тарбагатая - семейские. В Толбаге сравнительно недавно стояли дома двух дедов - Коновалова и Латынцева. Но первый сгорел, второй разобрали. Дома дядей сохранились, стоят рядом. Жили здесь наши родственники поляки Пернеровские (сейчас в Хилке, в Москве). Пернеровские тоже приехали под Петровский завод тоже не по своей охоте (после восстаний). Вот так коротко, если.
Спасибо! С уважением, Павел

4 jrikot  
0
Это ещё пока не полный рассказ, Павел. Получила от Вас книгу, и после праздников вышлю -ответную. Спасибо!

1 Екатерина  
0
Очень ценно, что записывается уходящее. Потому как кажется - некогда, ещё успеем - ан нет - многое теперь и не восстановишь.

Уточню только в исторических деталях: репрессии на старообрядцев были не столько при Петре, сколько при его отце - Алексее Михайловиче, и в особенности сестрице царевне Софье (!!!) - она особенно люта была. Как раз при Петре1 им уже было послабленние, потому как он в наследство получил разбегающуюся и самосжигающуюся Русь. Где-то встречала сведения, что исход русских при Софье превосходил по маштабу и объёму (в процентном отношении к общей массе населения) исход во время Гражданской в 20 веке


2 jrikot  
0
У этой темы будет большое продолжение. Просто не успеваю, а новые данные, и новые главы уже есть. Найденный двоюродный дядя мужа пишет свою главу, которую тоже вплетём в общую канву.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024